Коронационный сборник

Коронационный сборник “Обстоятельное описание священнейшего коронования Государыни Императрицы Елисаветы Петровны” ушел за 2.800.000 руб. на торгах 4 июня в “Империи”.

Аукционный Дом “Империя” провел 4 июня очередные букинистические торги “Антикварные книги, поэзия Серебряного века, автографы, графика“. Каталог насчитывал более 550 лотов, среди которых – широкий выбор книг XVIII-нач. XIX века, собрания сочинений классиков русской литературы, подборка роскошных иллюстрированных изданий по путешествиям, традиционно большая подборка книг Серебряного века (в т.ч. с автографами авторов), а также детские и парадные книги.

Топ-лотом аукциона стал коронационный сборник “Обстоятельное описание священнейшего коронования Государыни Императрицы Елисаветы Петровны”, который ушел с молотка за 2.800.000 руб (СПб.: печ. при Императорской Академии Наук, 1744).

Коронационный сборник

Книга из собрания немецкого слависта, специалиста по древнерусскому искусству, члена Немецкого общества по изучению Восточной Европы, профессора Мартина Эдуардовича Винклера (1893–1982).

Издание – шедевр гравировального искусства, роскошный образец художественного оформления русской книги XVIII в. Пышная и продолжительная коронация Елизаветы Петровны явилась апофеозом этого монархического ритуала, а её описание – подробным «руководством» для грядущих наследников российского престола.

По определению Ровинского, это издание «есть главный памятник русского гравирования при Елизавете».

Обстоятельное описание Торжественных Порядков благополучного вшествия в царствующий град Москву и священнейшего коронования Её Августейшаго Императорскаго Величества Всепресветлейшей Державнейшей Великой Государыни Императрицы Елисавет Петровны Самодержицы Всероссийской, еже бысть вшествие 28 февраля, коронование 25 апреля 1742 года. СПб.: печ. при Императорской Академии Наук, 1744. – [6], 168 с., 49 л. ил., 1 л. портр.; 41х27 см. В западном полукожаном переплёте сер. XX в.

Коронационный сборник

 

Гравюры по рисункам И. Гриммеля на сюжеты коронационного обряда, изображение императорских нарядов и регалий, гравированные описания фейерверков, виды Москвы и другие изображения, исполненные лучшими академическими граверами того времени: Кристианом Альбертом Вортманом, И.А. Соколовым, Г.А. Качаловым.

В альбом вошли 49 гравюр и портрет Елизаветы Петровны. Гравированный титульный лист. Портрет императрицы в рост работы И. Штенглина с оригинала Л. Каравака выполнен в технике меццо-тинто – «черной манерой», большое количество гравюр резцом, гравированные заставка и концовка работы И.А. Соколова с видом московского Кремля с берега реки и бала в честь коронования.

Потёртости переплёта, незначит. загрязнения; шмуцтитул, фронтиспис и первый лист реставрированы по краям.

Издание выходило в трех видах:

1) с немецким текстом в переплёте, на передней стороне которого вытиснен золотой вензель императрицы, а на задней – ее герб.

2) с русским текстом в переплете, на корешках которого тоже вытиснены золотом герб, корона, держава и скипетр.

3) с русским текстом в переплете без украшений.

Общий тираж книги составил 1550 экз., включая допечатки. Комплектные экземпляры с портретом – редкость. СК ХVIII. №4789; Обольянинов. №1846; Верещагин. № 597; Битовт. №1001; Сопиков. №7539; Бурцев. №403; Геннади. №229; Остроглазов. №207; Н.Б. №390.